МАРИАН СКОТТ
Том XLIII, С. 459-461
опубликовано: 4 марта 2021г.

МАРИАН СКОТТ

«Хроника» Мариана Скотта. Ок. 1080 г. (Vat. Palat. lat. 830. Fol. 148r)«Хроника» Мариана Скотта. Ок. 1080 г. (Vat. Palat. lat. 830. Fol. 148r)

[Лат. Marianus Scottus; ирл. имя - Моэл Брихте (Маэл Бригте)] (1028, Ирландия - 22.12.1082, Майнц, Германия), ирл. монах-бенедиктинец, хронист, ученый. Основные сведения о себе М. С. сообщает в своей «Хронике». В возрасте 24 лет он удалился в мон-рь Маг-Биле (ныне Мовилла, графство Даун, Сев. Ирландия). Через некоторое время М. С. отправился паломником на континент и поселился в мон-ре св. Мартина в Кёльне (основан ирл. монахами в 975), где 1 авг. 1056 г. принес монашеские обеты. 2 года спустя он отправился в аббатство Фульда, по дороге остановился в Падерборне, чтобы поклониться могиле недавно умершего затворника ирландца Патерна. 13 мая 1059 г. в Вюрцбурге, у гробницы св. Килиана, М. С. был рукоположен во пресвитера. Ок. 10 лет он прожил как затворник в Фульде. 3 апр. 1069 г. по указанию Зигфрида, архиеп. Майнцского (1060-1084; аббат Фульды в 1058-1060), М. С. отправился в монастырь св. Мартина в Майнце, где в июле 1069 г. также ушел в затвор. Оставался в Майнце до конца жизни.

В затворе помимо молитв и богослужений М. С. занимался учеными изысканиями, связанными с хронологией Свящ. истории. С 1072 г. и до кончины работал над «Хроникой» - единственным известным сочинением М. С. (обоснование датировки см.: Baran-Kozlowski. 2008. P. 328-335). Отправной точкой его изысканий стали расхождения между основными трудами по библейской хронологии и истории Церкви, такими как «Хроника» Евсевия Кесарийского (ок. 303), переведенная с греч. языка на латынь и продолженная блж. Иеронимом (до 378), более поздние хроники Проспера Аквитанского (455), Кассиодора (519), Исидора Севильского (1-я версия закончена ок. 615) и Беды Достопочтенного («Малая хроника» (703) и «Большая хроника» (725)). Сохранился рукописный сборник, который М. С. использовал при расчетах (Paris. lat. 4860, сер. IX в.; ркп. создана в мон-ре Райхенау; вероятно, с Х в. хранилась в б-ке архиепископа Майнцского). Рост интереса к проблемам хронологии в кон. Х - XI в. был вызван, в частности, завершением в 1063 г. 2-го после Рождества Христова 532-летнего пасхального «великого цикла», что требовало продолжения существовавших таблиц для определения дат Пасхи и др. переходящих праздников. Работая над ними, нек-рые ученые осознавали несовершенство общепринятой в католич. мире пасхалии Дионисия Малого и предложенной им даты Рождества Христова. Так, Аббон из Флёри († 1004), составивший пасхалию на 1064-1595 гг., приравнял «реальный» год Страстей Христовых к 13-му г. «эры Дионисия»; при этом дата Рождества отодвигалась на 21 год назад по сравнению с датой, предложенной Дионисием Малым (In circulos beati Cyrilli et Dionysii Romani ac Bedae studiosi cuiusdam praefatio // PL. 139. Col. 573-577). Современник Аббона Херигер, аббат мон-ря Лоб († ок. 1007), предложил др. хронологическую систему, расходившуюся с дионисиевой на 7 лет (Herigeri abbatis Lobiensis Epistola ad quemdam Hugonem monachum // PL. 139. Col. 1129-1136). Однако их труды не получили широкой известности в отличие от сочинения М. С. (Cordoliani A. Abbon de Fleury, Hériger de Lobbes et Gerland de Besançon sur l'ère de l'Incarnation de Denys le Petit // RHE. 1949. Vol. 44. P. 463-487; Verbist. 2010).

«Хроника» М. С. сохранилась в 4 средневековых списках. Наиболее важной является рукопись, созданная в Майнце частично самим М. С., а частично написанная под его диктовку писцом-ирландцем (Vat. Palat. lat. 830). Другой ранний список «Хроники» (Brit. Lib. Cotton. Nero C.V) был создан в монастыре св. Альбана в Майнце. Его текст отличается от ватиканского манускрипта: в частности, в нем содержится альтернативное описание событий 1077-1082 гг., составленное не М. С. Вскоре после создания рукопись была привезена в Англию Робертом Лотарингским, еп. Херефорда (1079-1095). В Англии (вероятнее всего, в Херефорде) было дописано продолжение «Хроники» за 1083-1087 гг. и добавлены некоторые др. материалы. Еще 2 списка «Хроники» М. С. датируются XIV-XV вв. (Fr./M. Univ. Bibl. Barth. 140, сер. XIV в., из монастыря Дизибоденберг близ Майнца; Liège. Bibl. de l'Université. 242, XV в., место создания не установлено). Изучение «Хроники» М. С. затрудняется отсутствием ее полного критического издания. В 1559 г. Й. Б. Герольд опубликовал по поздней франкфуртской рукописи (содержащей многочисленные интерполяции) 1-ю и 3-ю книги «Хроники». В 1844 г. для издания в сер. Monumenta Germaniae Historica Г. Вайц использовал ватиканский манускрипт, но ограничился только 3-й книгой и допустил значительное число ошибок; часть авторских пометок на полях была им пропущена.

«Хроника» состоит из пролога (в нем М. С. утверждает, что предложенная Дионисием Малым дата Рождества Христова несовместима с данными Евангелия, и предлагает собственную дату) и 3 книг. В 1-й книге представлены теоретические проблемы церковной компутистики, приводятся обширные цитаты из сочинений Дионисия Малого и Беды Достопочтенного, полемика М. С. с этими авторами, а также последовательно изложена история человечества от сотворения мира до Рождества Христова. На основании собственных расчетов М. С., в частности, пришел к выводу, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло 4182 года, а не 3952, как считал Беда Достопочтенный. Новая дата сотворения мира была основана на представлении о том, что небесные светила были сотворены в четверг, в день весеннего равноденствия (21 марта), на который пришлось и полнолуние. Стремясь «найти» недостающие 230 лет, М. С. указал на патриарха Каинана, чье имя фигурирует между Салой и Арфаксадом в родословии Христа в Евангелии от Луки (Лк 3. 36), а также в Септуагинте, но не упоминается в масоретском тексте кн. Бытие (Verbist. 2002. P. 287-301).

Вторая книга посвящена детальному описанию земной жизни Христа в соответствии с Евангелием, деятельности апостолов, а также повествованию о современных им событиях мировой истории, гл. обр. в Римском гос-ве. М. С. попытался реконструировать хронологию жизни Христа и сопоставить ее с другими хронологическими системами (олимпиады, годы правления рим. императоров, лунные циклы). На основании этого анализа М. С. пришел к выводу, что Рождество Христово в соответствии с «евангельской истиной» произошло на 22 года раньше, чем полагал Дионисий Малый.

В заключительной 3-й книге приведено последовательное изложение событий мировой истории от времени жизни Христа до 1076 г. В ватиканскую рукопись включено также написанное почерком самого М. С. продолжение до 1082 г. В качестве дополнений к «Хронике» в этой рукописи помещены хронологические таблицы, перечни ирл. правителей и Римских понтификов, пасхальные таблицы с заметками исторического содержания. Эта часть в значительной мере представляет собой компиляцию из средневек. исторических и агиографических сочинений, а также трудов отцов Церкви (Baran-Kozlowski. 2008. P. 335-336). М. С., особенно в теоретических рассуждениях о хронологии, тщательно помечал источник, из к-рого брал цитату, порой вплоть до указания главы или раздела, что не характерно для авторов XI в. Одним из первых средневек. авторов М. С. начал регулярно пользоваться датировкой событий временем «до Рождества Христова», предвосхитив совр. практику. В заключительной части М. С. опирался на личный опыт и использовал устные источники. Описывая борьбу за инвеституру между герм. императорами и папами Римскими, он избегал резких оценок. Вероятно, М. С. был сторонником имп. Генриха IV (1084-1105), поскольку не упоминает нек-рые политические неудачи императора (в т. ч. и покаяние в Каноссе в 1077), а также, как правило, называет папу Григория VII (1073-1085) именем Хильдебранд, к-рое тот носил до избрания на Папский престол.

Несмотря на небольшое число рукописей «Хроники» М. С., она оказала значительное влияние на средневек. историописание. С ней был знаком хронист Сигеберт из Жамблу († 1112), к-рый использовал заимствованные из нее материалы в «Liber decennalis» (1092), а также во «Всемирной хронике» (хронология доведена до 1111) и в «Каталоге знаменитых мужей» (ок. 1111). В 1086 г. в Англии Херефордский еп. Роберт в трактате «Excerptio de Chronica Mariani» (известно не менее 10 рукописей; см.: Шмидт 2015) суммировал основные положения хронологической системы М. С. Из Херефорда копия «Хроники» М. С. в кон. XI в. (до 1095) попала в Вустер, где составила основу «Вустерской хроники», над к-рой работали, в частности, монахи Флоренций († 1118) и Иоанн († после 1140). В этой хронике была принята датировка в соответствии с эрой, предложенной М. С., хотя параллельно были отмечены и даты согласно Дионисию Малому. «Вустерская хроника» и основанные на ней компиляции активно распространялись в Англии в XII-XIII вв., нередко под заглавием «Хроника Мариана Скотта». С сочинением М. С. были также знакомы английские авторы XII в. Уильям из Малмсбери, Симеон Даремский, Ордерик Виталий, Генрих Хантингдонский, Гервазий Кентерберийский. Уильям из Малмсбери в «Деяниях английских королей» и «Деяниях английских епископов» дал высокую оценку учености М. С., но не стал однозначно высказываться в поддержку его взглядов. При этом, как обнаружила Э. Лоренс-Мейдерс, в пасхальных таблицах, к-рые Уильям как регент хора составил для аббатства Малмсбери, он исходил именно из предложенной М. С. даты Рождества Христова. В Англии идеи М. С. получили особенно широкое распространение: еще в нач. XIV в. в их поддержку высказывался богослов-доминиканец Николас Тривет (Nothaft C. P. E. Nicholas Trevet and the Chronology of the Crucifixion // The Mediaeval Journal. Turnhout, 2012. Vol. 2. N 2. P. 55-76). Хронологическая система М. С. наряду с другими использована в ирл. «Ольстерских анналах» (XV в.; см.: Verbist. 2002. P. 334). Вместе с тем к XI-XII вв. хронологическая система Дионисия Малого стала уже общепризнанной в католич. мире. Ни М. С., ни др. ее критики не смогли привлечь на свою сторону достаточное число ученых или церковных иерархов, поэтому вопрос о пересмотре даты Рождества Христова в средние века не обсуждался.

М. С. не следует путать с его современником Марианом Скоттом (ирл. имя - Муредах, сын Робартаха; † между 1080 и 1083), монахом, переписчиком книг и основателем ирландского бенедиктинского монастыря св. Петра (впосл. св. Иакова) в Регенсбурге (ок. 1070). К нач. XIII в. эта обитель стала центром бенедиктинской конгрегации, включавшей ирландские монашеские общины (Schöttenkloster) на герм. землях. В нее входил также ирл. монастырь Пресв. Девы Марии, существовавший в Киеве, вероятно, со 2-й пол. XII до 30-х гг. XIII в. (Flachenecker H. Schöttenkloster: Irische Benediktinerkonvente im hochmittelalterlichen Deutschland. Paderborn, 1995. S. 83-107). Мариан Скотт Регенсбургский почитается как блаженный Римско-католической Церкви (пам. 16 февр.); во 2-й пол. XII в. было составлено его Житие (BHL, N 5527; ActaSS. Febr. T. 2. P. 361-372), в котором, в частности, приводятся сведения о путешествии регенсбургского мон. Маврикия в Киев в 1-й четв. XII в. (Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2010. Т. 4: Западноевроп. источники. С. 285-287).

Соч.: Chronica / Ed. J. B. Herold. Basileae, 1559; Chronicon a. 1-1082 / Ed. G. Waitz // MGH. SS. T. 5. P. 481-564.
Ист.: The Chronicle of John of Worcester / Ed. R. R. Darlington, P. McGurk. Oxf., 1995-1998. Vol. 2-3; William of Malmesbury. Gesta regum Anglorum / Ed. R. A. B. Mynors, compl. by R. M. Thomson, M. Winterbottom. Oxf., 1998-1999. 2 vol.; idem. Gesta pontificum Anglorum / Ed. R. M. Thomson, M. Winterbottom. Oxf., 2007. 2 vol.
Лит.: MacCarthy B. The Codex Palatino-Vaticanus, N 830. Dublin, 1892; Stevenson W. H. A Contemporary Description of the Domesday Survey // EHR. 1907. Vol. 22. P. 72-84; Brincken A. D., von den. Marianus Scottus: Unter besonderer Berücksichtigung der nicht veröffentlichten Teile seiner Chronik // DA. 1961. Bd. 17. S. 191-238; eadem. Marianus Scottus als Universalhistoriker iuxta veritatem Evangelii // Die Iren und Europa im früheren Mittelalter / Hrsg. H. Löwe. Stuttg., 1982. Bd. 2. S. 970-1009; Cordoliani A. L'Activité computistique de Robert, évêque de Hereford // Mélanges offerts à R. Crozet / Éd. P. Gallais, Y.-J. Riou. Poitiers, 1966. Vol. 1. P. 333-340; Verbist P. Reconstructing the Past: The Chronicle of Marianus Scottus (d. 1082) // Peritia. Turnhout, 2002. Vol. 16. P. 284-334; idem. Duelling with the Past: Medieval Authors and the Problem of the Christian Era, c. 990-1135. Turnhout, 2010; Baran-Kozlowski W. Chronicon by Marianus Scotus - between Computistic and Historiography: World Chronicles and the Search for a Suitable Chronology of History // Quaestiones medii aevi novae. Warsz., 2008. Vol. 13. P. 313-347; Nothaft C. P. E. Dating the Passion: The Life of Jesus and the Emergence of Scientific Chronology (200-1600). Leiden, 2012; idem. An 11th-Cent. Chronologer at Work: Marianus Scottus and the Quest for the Missing 22 Years // Speculum. Camb., 2013. Vol. 88. P. 457-482; Lawrence-Mathers A. John of Worcester and the Science of History // JMedH. 2013. Vol. 39. N 3. P. 255-274; Шмидт Г. А. Фрагменты глосс к «Психомахии» Пруденция в «Руководстве по хронологии» (РНБ, Lat. O. v. IV № 1, 1-я пол. XII в.) // Люди и тексты: Ист. альм., 2014. М., 2015. С. 131-160; Мереминский С. Г. Формирование традиции: Англ. историописание 2-й пол. XI - 1-й пол. XII вв. М., 2016.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик
  • АЙМОИН ИЗ ФЛЁРИ (ок. 965- после 1008), монах-бенедиктинец, западнофранкский историограф и агиограф
  • АМОР (ок. 694-767), из Аквитании, св. (пам. зап.17 авг.)
  • АРНОЛЬД ЛЮБЕКСКИЙ († 1211 или 1214), монах-бенедиктинец, хронист